член-корреспондент РАН, директор Института США и Канады РАН Сергей Михайлович Рогов:

Под угрозой сохранение режима нераспространения.
Тем временем набирают силу Китай и Индия.
Список проблем и вызовов, с которым столкнулась новая администрация, выглядит бесконечным.
Это заставляет новое руководство США работать в режиме «пожарной команды», занятой тушением множества очагов.
1. главный упор сделан на усиление государственного вмешательства в экономику.
Расходы федерального правительства увеличены с 20 до 28% ВВП, а дефицит бюджета достигнет 12–15% ВВП.
При этом государство частично национализировало банковскую и страховую сферы, а также автомобильную промышленность.
Колоссально возросли ассигнования на социальную сферу, образование и здравоохранение.
В 2010 году расходы достигнут почти 4 трлн. долл., а доходы – всего 2 трлн. долл.
Конечно, столь резкий скачок государственных расходов потребует рано или поздно повышения налогов.
Развитое социальное государство, как, например, в Европе, требует повышения налогов до 40–45% ВВП, а американцы, как известно, налоги платить не любят.
Но этого им и не надо было делать, поскольку весь остальной мир давал в долг США.
Но будет ли это продолжаться вечно?
Тем более что роль доллара как единственной мировой валюты оказалась под вопросом.
Значит, Обаме придется повышать налоги, скорее всего – после переизбрания на второй срок.
2. рискованная экономическая стратегия Обама связана с расчетами на новый технологический рывок, который должен обеспечить американское лидерство в глобальной экономике XXI века.
Речь идет о переходе к новому технологическому укладу, где движущими силами развития станут экология, возобновляемая энергия, здравоохранение, образование, информационная сфера.
3. новая администрация объявила о намерении постепенно сократить военные расходы с 4,8 до 3% ВВП.
Такой подход укладывается в бюджетную стратегию Обамы, которая предусматривает не просто рост государственных расходов, а изменение их структуры в пользу современных функций (социалка, образование, медицина) за счет традиционных функций (оборона, внутренняя безопасность).
В большинстве стран ЕС соотношение расходов на современные и традиционные функции составляет 10 к 1, а в США при Буше – только 3 к 1.
Видимо, к концу правления Обамы это соотношение будет составлять примерно 7 к 1.
В перспективе доля расходов Пентагона в федеральном бюджете США должна уменьшиться с 19 до 13%.
Гейтс объявил о решении прекратить производство истребителей F-22,
прекратил закупки транспортного самолета С-17 и
откладывает решение о разработке нового тяжелого бомбардировщика.
Сокращения коснулись и закупочных планов ВМС.
В частности, заканчивается производство новейшего эсминца DDDG-1000
и возобновляются закупки старого эсминца DDG-51.
Расширяется производства кораблей прибрежной зоны действия,
но откладывается решение о разработке нового крейсера CG-X.
Замедляется строительство новых авианосцев.
Особо следует отметить прекращение финансирования создания спутниковой группировки TSAT стоимостью 32 млрд. долл.
Эти спутники должны были играть ключевую роль в развитии так называемой Глобальной информационной сети, призванной обнаруживать и отслеживать любые цели на земле, в воздухе и в космосе.
Администрация Обамы приняла решение о прекращении НИР по созданию новой усовершенствованной ядерной боеголовки (RRW).
Показательно, что командующим американскими войсками в Афганистане был неожиданно назначен бывший командующий силами специального назначения генерал Стэн Маккристол.
Это поможет начать восстановление боеспособности сухопутных войск, истощенных затяжной войной.
Наиболее важные решения отложены до того, как в декабре нынешнего года будут приняты основополагающие доктринальные документы – «Четырехгодичный военный обзор» и «Обзор ядерной политики».
Всего предполагается закупить 44 ракеты GBI, из них 14 будут использованы для испытаний,
а также для замены некоторых первоначально размещенных на Аляске перехватчиков.
прекращается программа MKV, предусматривавшая создание своего рода «умной шрапнели», то есть средств поражения большого количества целей, размещенных на одном перехватчике.
Особую опасность такая система могла бы представлять при размещении в космосе.
США также прекращают разработку новой стратегической ракеты-перехватчика KEI.
Эта система, обладающая повышенной скоростью, могла быть использована не только в качестве замены перехватчиков GBI, но и для перехвата МБР и БРПЛ на разгонном участке.
Рассматривались варианты размещения KEI на кораблях.
Администрация Обамы отказывается от закупки второго самолета «Боинг-747», оснащенного химическим лазером.
Эта система ПРО воздушного базирования предназначалась для перехвата баллистических ракет на разгонном участке.
Администрация Буша планировала закупить 20 самолетов с химическим лазером.
Гейтс заявил об увеличении расходов на эти программы на 900 млн. долл., в том числе 200 на переоснащение система Aegis еще шесть кораблей ВМС.
В результате количество кораблей, оснащенных этой системой ПРО, вырастет до 24.
Общее количество американских кораблей, на которых могут быть размещены ракеты-перехватчики «Стандард-3», с учетом закупок новых эсминцев DDG-51 может потенциально возрасти до 80 к концу следующего десятилетия.
Замораживается, по крайней мере на ближайшие годы, развертывание средств территориальной стратегической ПРО на уровне 30 пусковых установок ракет-перехватчиков GBI.
Это меньше, чем разрешалось Договором по ПРО (Протокол 1974 года).
Конечно, нельзя исключать, что через несколько лет развертывание наземных стратегических ракет-перехватчиков возобновится.
К концу 2009 года у США будет примерно 100 ракет-перехватчиков Aegis и 6–8 ракет THAAD.
Кроме того, будет развернуто более 700 тактических перехватчиков «Пэтриот-3».
Этих средств будет достаточно для обеспечения американских сил передового развертывания, перехвата ракет средней дальности, которыми обладают Иран и КНДР
До 2017 года, у США не будет стратегической ПРО, включая эшелон космического базирования, хотя НИОКР по этой тематике будут продолжены.
Как заявил генерал О’Рейли, 30 ракет-перехватчиков GBI достаточно для защиты от ракетной угрозы со стороны государств-изгоев до конца следующего десятилетия.
Что касается развертывания двухступенчатых ракет-перехватчиков GBI в Польше, то администрация Обамы не намерена принимать решения в ближайшие три года под предлогом необходимости завершения разработки и испытаний системы.
Прекращение программы KEI сводит к минимуму возможности модернизации ТПР.
Внутриполитические проблемы в Чехии поставили под вопрос размещение РЛС в этой стране,
а без этого развертывание перехватчиков в Польше теряет смысл.
Поэтому рассматриваются и другие варианты, включая наземное развертывание ракет «Стандард-3» в ряде других стран.
испытания всех компонентов ПРО идут с отставанием от графика и не были успешными во всех случаях.
Так, в 2008 году из 18 запланированных испытаний было проведено только 10.
Обращает на себя внимание, что опубликованный в начале мая с.г. доклад комиссии по стратегическим силам США, которую возглавили бывшие министры обороны Уильям Перри и Джеймс Шлесинджер, четко ставит вопрос о том, что развертывание американской ПРО не должно провоцировать ответное наращивание стратегических ядерных сил России и Китая.
Похоже, что администрация Обамы последовала этому совету.
Мощные бюджетные изменения вызовут негативные последствия в функционировании вооружённых сил США.
Осень покажет, что, как и в России, деградации в первую очередь подвергнутся обычные вооружения, а атомный комплекс станет последней надеждой государственности США.

Главная угроза национальной безопасности США сегодня,
как заявил новый директор Центральной разведки
адмирал Денис Блер, – это финансовый кризис.
Тем временем США завязли в войнах в Ираке и Афганистане, в любой момент может взорваться Пакистан, Вашингтон не может контролировать ракетно-ядерные программы Ирана и КНДР.как заявил новый директор Центральной разведки
адмирал Денис Блер, – это финансовый кризис.
Под угрозой сохранение режима нераспространения.
Тем временем набирают силу Китай и Индия.
Список проблем и вызовов, с которым столкнулась новая администрация, выглядит бесконечным.
Это заставляет новое руководство США работать в режиме «пожарной команды», занятой тушением множества очагов.
1. главный упор сделан на усиление государственного вмешательства в экономику.
Расходы федерального правительства увеличены с 20 до 28% ВВП, а дефицит бюджета достигнет 12–15% ВВП.
При этом государство частично национализировало банковскую и страховую сферы, а также автомобильную промышленность.
Колоссально возросли ассигнования на социальную сферу, образование и здравоохранение.
В 2010 году расходы достигнут почти 4 трлн. долл., а доходы – всего 2 трлн. долл.
Конечно, столь резкий скачок государственных расходов потребует рано или поздно повышения налогов.
Развитое социальное государство, как, например, в Европе, требует повышения налогов до 40–45% ВВП, а американцы, как известно, налоги платить не любят.
Но этого им и не надо было делать, поскольку весь остальной мир давал в долг США.
Но будет ли это продолжаться вечно?
Тем более что роль доллара как единственной мировой валюты оказалась под вопросом.
Значит, Обаме придется повышать налоги, скорее всего – после переизбрания на второй срок.
2. рискованная экономическая стратегия Обама связана с расчетами на новый технологический рывок, который должен обеспечить американское лидерство в глобальной экономике XXI века.
Речь идет о переходе к новому технологическому укладу, где движущими силами развития станут экология, возобновляемая энергия, здравоохранение, образование, информационная сфера.
3. новая администрация объявила о намерении постепенно сократить военные расходы с 4,8 до 3% ВВП.
Такой подход укладывается в бюджетную стратегию Обамы, которая предусматривает не просто рост государственных расходов, а изменение их структуры в пользу современных функций (социалка, образование, медицина) за счет традиционных функций (оборона, внутренняя безопасность).
В большинстве стран ЕС соотношение расходов на современные и традиционные функции составляет 10 к 1, а в США при Буше – только 3 к 1.
Видимо, к концу правления Обамы это соотношение будет составлять примерно 7 к 1.
В перспективе доля расходов Пентагона в федеральном бюджете США должна уменьшиться с 19 до 13%.
министр обороны Роберт Гейтс признал, что период
бесконтрольного роста бюджета Пентагона завершился и начал
крупномасштабную реформу системы военных закупок,
которая была уже в мае одобрена Конгрессом.
Он получил от Обамы карт-бланш на корректировку приоритетов и признал, что США должны быть готовы к ведению наиболее вероятных войн, а не тех войн, к которым традиционно были лучше всего готовы.бесконтрольного роста бюджета Пентагона завершился и начал
крупномасштабную реформу системы военных закупок,
которая была уже в мае одобрена Конгрессом.
Гейтс объявил о решении прекратить производство истребителей F-22,
прекратил закупки транспортного самолета С-17 и
откладывает решение о разработке нового тяжелого бомбардировщика.
Сокращения коснулись и закупочных планов ВМС.
В частности, заканчивается производство новейшего эсминца DDDG-1000
и возобновляются закупки старого эсминца DDG-51.
Расширяется производства кораблей прибрежной зоны действия,
но откладывается решение о разработке нового крейсера CG-X.
Замедляется строительство новых авианосцев.
Особо следует отметить прекращение финансирования создания спутниковой группировки TSAT стоимостью 32 млрд. долл.
Эти спутники должны были играть ключевую роль в развитии так называемой Глобальной информационной сети, призванной обнаруживать и отслеживать любые цели на земле, в воздухе и в космосе.
Администрация Обамы приняла решение о прекращении НИР по созданию новой усовершенствованной ядерной боеголовки (RRW).
Показательно, что командующим американскими войсками в Афганистане был неожиданно назначен бывший командующий силами специального назначения генерал Стэн Маккристол.
В Вашингтоне серьезно готовятся к проведению
специальных операций в случае, если в Пакистане
возникнет хаос и появится реальная угроза
утраты контроля над ядерным оружием.
Общее количество боевых бригадных групп сокращается с 48 до 45, что позволит полностью укомплектовать армейские части.специальных операций в случае, если в Пакистане
возникнет хаос и появится реальная угроза
утраты контроля над ядерным оружием.
Это поможет начать восстановление боеспособности сухопутных войск, истощенных затяжной войной.
Наиболее важные решения отложены до того, как в декабре нынешнего года будут приняты основополагающие доктринальные документы – «Четырехгодичный военный обзор» и «Обзор ядерной политики».
США прекращают запланированное администрацией
Джорджа Буша развертывание стратегических
ракет-перехватчиков GBI на Аляске.
Это означает, что оборона территории США от удара МБР и БРПЛ ограничивается всего лишь 30 пусковыми установками для перехватчиков наземного базирования (26 на Аляске и 4 в Калифорнии) с учетом закупок нынешнего года.Джорджа Буша развертывание стратегических
ракет-перехватчиков GBI на Аляске.
Всего предполагается закупить 44 ракеты GBI, из них 14 будут использованы для испытаний,
а также для замены некоторых первоначально размещенных на Аляске перехватчиков.
прекращается программа MKV, предусматривавшая создание своего рода «умной шрапнели», то есть средств поражения большого количества целей, размещенных на одном перехватчике.
Особую опасность такая система могла бы представлять при размещении в космосе.
США также прекращают разработку новой стратегической ракеты-перехватчика KEI.
Эта система, обладающая повышенной скоростью, могла быть использована не только в качестве замены перехватчиков GBI, но и для перехвата МБР и БРПЛ на разгонном участке.
Рассматривались варианты размещения KEI на кораблях.
Администрация Обамы отказывается от закупки второго самолета «Боинг-747», оснащенного химическим лазером.
Эта система ПРО воздушного базирования предназначалась для перехвата баллистических ракет на разгонном участке.
Администрация Буша планировала закупить 20 самолетов с химическим лазером.
Пентагон объявил о намерении продолжить
и интенсифицировать разработку и закупки
таких программ ПРО, как Aegis и THAAD.
В нынешнем виде они предназначены для перехвата ракет средней дальности, но в перспективе могут приобрести способность к заатмосферному перехвату стратегических баллистических ракет.и интенсифицировать разработку и закупки
таких программ ПРО, как Aegis и THAAD.
Гейтс заявил об увеличении расходов на эти программы на 900 млн. долл., в том числе 200 на переоснащение система Aegis еще шесть кораблей ВМС.
В результате количество кораблей, оснащенных этой системой ПРО, вырастет до 24.
Общее количество американских кораблей, на которых могут быть размещены ракеты-перехватчики «Стандард-3», с учетом закупок новых эсминцев DDG-51 может потенциально возрасти до 80 к концу следующего десятилетия.
Замораживается, по крайней мере на ближайшие годы, развертывание средств территориальной стратегической ПРО на уровне 30 пусковых установок ракет-перехватчиков GBI.
Это меньше, чем разрешалось Договором по ПРО (Протокол 1974 года).
Конечно, нельзя исключать, что через несколько лет развертывание наземных стратегических ракет-перехватчиков возобновится.
на весь период пребывания у власти
администрации Обамы у США не будет надежной защиты
территории США от российских МБР и БРПЛ.
Главным приоритетом американской противоракетной программы становится развертывание региональной ПРО (ПРО на ТВД).администрации Обамы у США не будет надежной защиты
территории США от российских МБР и БРПЛ.
К концу 2009 года у США будет примерно 100 ракет-перехватчиков Aegis и 6–8 ракет THAAD.
Кроме того, будет развернуто более 700 тактических перехватчиков «Пэтриот-3».
Этих средств будет достаточно для обеспечения американских сил передового развертывания, перехвата ракет средней дальности, которыми обладают Иран и КНДР
До 2017 года, у США не будет стратегической ПРО, включая эшелон космического базирования, хотя НИОКР по этой тематике будут продолжены.
Как заявил генерал О’Рейли, 30 ракет-перехватчиков GBI достаточно для защиты от ракетной угрозы со стороны государств-изгоев до конца следующего десятилетия.
Что касается развертывания двухступенчатых ракет-перехватчиков GBI в Польше, то администрация Обамы не намерена принимать решения в ближайшие три года под предлогом необходимости завершения разработки и испытаний системы.
Прекращение программы KEI сводит к минимуму возможности модернизации ТПР.
Внутриполитические проблемы в Чехии поставили под вопрос размещение РЛС в этой стране,
а без этого развертывание перехватчиков в Польше теряет смысл.
Поэтому рассматриваются и другие варианты, включая наземное развертывание ракет «Стандард-3» в ряде других стран.
Официально изменение приоритетов американской ПРО
не увязывается с позицией России, а мотивируется
финансовыми и техническими соображениями.
Как отмечается в докладе Главного управления отчетности (март 2009 года),не увязывается с позицией России, а мотивируется
финансовыми и техническими соображениями.
испытания всех компонентов ПРО идут с отставанием от графика и не были успешными во всех случаях.
Так, в 2008 году из 18 запланированных испытаний было проведено только 10.
Возможно, что принято решение об изменении приоритетов
военного строительства США, переориентация главных усилий Пентагона
не на подготовку в долгосрочной перспективе
к «большой войне» с Китаем и Россией
а на ведение «противопартизанских» войн, как в Ираке и Афганистане, где дорогостоящие стратегические системы, включая ПРО, не играют роли.военного строительства США, переориентация главных усилий Пентагона
не на подготовку в долгосрочной перспективе
к «большой войне» с Китаем и Россией
Обращает на себя внимание, что опубликованный в начале мая с.г. доклад комиссии по стратегическим силам США, которую возглавили бывшие министры обороны Уильям Перри и Джеймс Шлесинджер, четко ставит вопрос о том, что развертывание американской ПРО не должно провоцировать ответное наращивание стратегических ядерных сил России и Китая.
Похоже, что администрация Обамы последовала этому совету.
Реалистический анализ достижений и провалов
американской ПРО необходим для того, чтобы определить параметры
будущего Договора о СНВ. Видимо,
уровень в 1500 ядерных боеголовок позволит сохранить
стратегическую стабильность в ближайшие годы.
Более глубокие сокращения станут возможными только тогда, когда США предоставят убедительные доказательства замораживания стратегической противоракетной обороны на уровне, не превышающем параметры Договора по ПРО и Протокола 1974 года.американской ПРО необходим для того, чтобы определить параметры
будущего Договора о СНВ. Видимо,
уровень в 1500 ядерных боеголовок позволит сохранить
стратегическую стабильность в ближайшие годы.
Мощные бюджетные изменения вызовут негативные последствия в функционировании вооружённых сил США.
Осень покажет, что, как и в России, деградации в первую очередь подвергнутся обычные вооружения, а атомный комплекс станет последней надеждой государственности США.
Комментариев нет:
Отправить комментарий